Статья на тему: "привлечение российских граждан на работу на сайте приворот мастер" поможет вам сделать все правильно .

Как иностранцу получить разрешение на работу в России: документы, оформление

После расформирования Советского Союза и ухудшения экономической ситуации в бывших его республиках, многие граждане соседних стран приехали в РФ пытаясь найти работу. Кроме того, в связи с внедрением на многих предприятиях новых технологий, понадобились специалисты, обладающие высокой квалификацией в таких областях профессиональной деятельности, которые не были развиты в России. Иностранные граждане имеют право работать в России только при наличии особого документа. Поэтому вопрос – как получить разрешение на работу в России – очень важен для многих мигрантов.д

Что такое разрешение на работу

Чтобы иметь возможность трудоустроиться в Российской Федерации большинство иностранцев по закону о правовом положении иностранные граждане должны иметь рабочую визу (это касается граждан тех стран, с которыми у России установлены визовые отношения) и разрешение на работу в РФ, а также оформить временную регистрацию по месту пребывания. Ни один работодатель не вправе предоставить работу гражданам иных стран без этого документа.

Разрешение на работу – это документ, который подтверждает право иностранных граждан на временное трудоустройство в России. Его получают как наемные работники, так и иностранцы, собирающиеся заниматься бизнесом.

Выглядит он как пластиковая карточка с фотографией владельца и информацией о нем (включая профессию и место работы в России). На обратной стороне карточки указывается срок действия и территория, где действителен этот документ (как правило – это регион получения карточки).

Кому нужно получать

Разрешение на работу получают иностранцы, приезжающие в Россию в визовом порядке. Граждане, прибывающие из безвизовых стран, оформляют патенты.

Подобное разрешение, согласно статье 13 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не требуется гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана (стран, участвующих в Евразийском союзе), иностранцам – обладателям ВНЖ или РВП (и тем, кто ждет их получения).

Без него имеют право работать аккредитованные в РФ журналисты, преподаватели и т. д. (полный список см. по ссылке в конце статьи).

Отличие патента от разрешения на работу

В 2015 году вступили в силу изменения в законе «О правовом положении иностранных граждан», согласно которым для трудоустройства в РФ разрешение на работу требуется для иностранных граждан, прибывших в Россию из визовых стран. Те, кто прибыл в безвизовом порядке, оформляют патент. К ним относятся граждане Украины, Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана.

Для граждан, оформляющих патенты, отменили квоты на привлечение иностранных сотрудников. Мигрант, желающий получить патент, обязан пройти медкомиссию и сдать тест на владение русским языком, знание истории и основ законодательства РФ.

Патент позволяет иностранцу работать у физического или юридического лица. Гражданин, имеющий патент, имеет право трудоустроится только в том регионе РФ, где был получен этот документ. Время действия патента – до 12 месяцев. Его можно продлить на тот же срок, не выезжая из России.

Мигранты, обладающие разрешением на работу, имеют право трудиться на юридическое лицо (компанию или представительство). Срок действия документа равен сроку действия заключенного с иностранным сотрудником трудового договора. Допускается неоднократное продление в соответствии с вновь заключенным договором. Каждый раз разрешение можно продлить на срок до года.

Разрешение на работу выдаются в соответствии с квотами, которые ежегодно устанавливаются правительством РФ. При этом учитывается потребность каждого региона страны в иностранной рабочей силе, а также эффективность ее использования.

В следующих случаях имеющиеся квоты не принимаются во внимание:

  • Когда продлевается разрешение, выданное на 90 дней.
  • Если разрешение выдают высококвалифицированному специалисту или квалифицированному сотруднику, профессия которого включена в перечень профессий. Подробный список – по ссылке http://base.garant.ru/71097586/.

В последние годы эти квоты постепенно сокращаются. Иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами (генеральный директор, артист, инженер и пр.) получают разрешение на работу без квот.

Разрешение на привлечение

Работодатель, планирующий пригласить иностранных сотрудников, должен подать соответствующую заявку в уполномоченную организацию. Чаще всего эту роль берут на себя региональные службы занятости.

Сделать это необходимо до 1 мая того года, который предшествует году начала трудовой деятельности иностранца (чтобы иметь возможность пригласить его с 2017 года, заявку следует подать до 1 мая 2016 года). В службу занятости подается информация об имеющихся вакансиях с просьбой разрешить использовать иностранных сотрудников. Если на вакантные места не будут найдены российские сотрудники, то заявка может быть одобрена.

После, работодатель обращается в отделение миграционной службы со следующим пакетом бумаг:

  • Заявление, оформленное по форме. Скачать бланк заявления в PDF.
  • Образец трудового договора с иностранным гражданином.
  • Квитанция об оплате госпошлины (с 1 января 2015 года она равна 10000 рублей за каждого привлекаемого иностранца).
  • Копии учредительных бумаг (принести вместе с оригиналами для заверения сотрудником миграционной службы):
    • Для российской компании – выписка из ЕГРЮЛ и о постановке на учет в налоговой инспекции.
    • Для иностранной компании – свидетельств о регистрации, о постановке на учет в налоговой инспекции, об открытии филиала в России и его аккредитации, разрешение на открытие представительства.
    • Для ИП – свидетельство о внесении записи в государственный реестр юридических лиц и о постановке на учет в налоговой инспекции, а также копия паспорта предпринимателя с отметкой о регистрации.

Время оформления разрешения на привлечение иностранных сотрудников – до 30 суток.

Бумаги для получение разрешения на работу

Иностранец, претендующий на получение этого документа, предоставляет в миграционную службу следующие бумаги:

  • Заявление о выдаче разрешения на работу.
  • Цветная фотография 30×40 мм на матовой бумаге.
  • Копия паспорта.
  • Копия и оригинал миграционной карты.

  • Копия уведомления о постановке на миграционный учет (временная регистрация).

  • Оригинал трудового контракта.
  • Сертификат о знании истории и русского языка.
  • Справки о состоянии здоровья и отсутствии наркомании, ВИЧ и других опасных инфекционных заболеваний.
  • Квитанция об оплате госпошлины 3500 рублей.

Разрешение на работу для иностранного специалиста оформляется миграционной службой за 10 дней.

Высококвалифицированные специалисты

С 2010 года российские коммерческие, научные, образовательные и спортивные организации, учреждения здравоохранения и т. д. имеют право привлекать для работы иностранных специалистов высокой квалификации без учета квот.

Уровень квалификации оценивает руководитель предприятия. При этом заработная плата иностранного сотрудника за год должна быть не менее 2 миллионов рублей.

Работодатель представляет в миграционную службу ходатайство о привлечении иностранного специалиста, трудовой договор и обязательство возместить убытки в случае депортации иностранного сотрудника. Это ходатайство рассматривается не более двух недель с момента получения документов.

Заниматься получением разрешения на работу можно самостоятельно или наняв законного представителя. Получение этого документа в Москве занимает больше времени из-за ряда нюансов.

Особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларусь

Особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларуссия

Во-первых, им не нужно иметь разрешение на работу в России.

Во-вторых, они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России.

В-третьих, работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников из Белоруссии.

В-четвертых, о приеме на работу таких иностранцев от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения. Также вам не нужно информировать их о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с работниками – гражданами Республики Беларуссия и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. (Решении Высшего Совета Сообщества Беларуссии и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий”. Подтверждают его и Письма ФНС России от 22.10.2008 N ШС-6-3/751, ФМС России от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.)

Чтобы заключить трудовой или гражданско-правовой договор с гражданином Республики Беларуссия достаточно убедиться, что он имеет гражданство Республики Беларуссия. Для этого он должен предъявить вам паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ст. 10 Закона N 115-ФЗ).
Кроме того, для оформления трудового договора с таким работником вам понадобятся:
– трудовая книжка (российского образца). Если ранее гражданин Республики Беларуссия не работал в России и не может вам представить трудовую книжку, вы сами оформляете ее в установленном порядке (абз. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ);
– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, если гражданин Республики Беларуссия имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ. Такие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).
Если ранее гражданин Республики Беларуссия не работал в России и страхового свидетельства не имеет, вы обязаны оформить на него такой документ в органах ПФР (абз. 7 ст. 15 Закона N 27-ФЗ).

Особенности налогообложения доходов граждан Республики Беларуссия на территории Российской Федерации

Исчисление и уплата НДФЛ

По общему правилу доходы иностранных работников, полученные ими в России, облагаются НДФЛ в том же порядке, что и доходы российских работников (п. 1 ст. 207, пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Работодатель является по отношению к иностранным работникам налоговым агентом и должен исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые им выплачиваются (п. п. 1, 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

В общем случае налоговая ставка по налогу на доходы для резидентов составляет 13%, для нерезидентов – 30%.
Пунктом 2 ст. 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица, который не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации в следующем налоговом периоде.

Проблемные вопросы при исчислении НДФЛ с доходов граждан Республики Беларуссия

1) Если работодатель заключил бессрочный трудовой договор с гражданином Республики Беларуссия в октябре. Соответственно, в текущем календарном году он будет находиться на территории Российской Федерации менее 183 дней, следовательно, требование п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. не будет выполнено и к доходам данного сотрудника нужно применить ставку 30% (Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-04-06-01/330).

2) Если сотрудник из Беларуссии работает на территории Российской Федерации вахтовым методом. Для этого необходимо посмотреть, составляет ли общее время нахождения работника в Российской Федерации 183 дня за календарный год. Если гражданин Беларуссии провел на территории Российской Федерации менее 183 дней, необходимо применять ставку 30%, поскольку в этом случае он не будет являться налоговым резидентом, а в случае пребывания на территории Российской Федерации более 183 дней к доходам гражданина Беларуссии применяется ставка 13%. Аналогичная точка зрения выражена в Письме Минфина России от 14.09.2009 N 03-04-05-01/683.

Исчисление и уплата страховых взносов за сотрудников, являющихся гражданами Республики Беларуссия

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, с другой.

Оформление иностранного гражданина на работу зависит от его статуса, а именно:

постоянно проживающие иностранные граждане (те, кто получил вид на жительство);

временно проживающие (те, кто получил разрешение на временное проживание);

временно пребывающие (иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ гражданин Республики Беларуссия признается иностранным гражданином. Однако при этом в соответствии с п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуссии и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий” действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации в отношении граждан Республики Беларуссия не применяется.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.

В то же время в п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для вышеуказанных лиц суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России в своем Письме от 27.02.2010 N 403-19 указало, что на выплаты временно пребывающим работникам из Республики Беларуссия страховые взносы начислять не нужно.

Подобные разъяснения содержатся в Информации ФСС РФ от 03.03.2011 “О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларуссия, работающих на территории Российской Федерации”.

Однако, взносы на травматизм начисляют на выплаты по трудовому договору в пользу всех иностранцев вне зависимости от их статуса. (ст.5 Закона лот 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»(в ред.от 08.12.2010).

Также согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” пенсионному страхованию подлежат только постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера.

Таким образом, только постоянно или временно проживающие граждане Республики Беларуссия пользуются равными правами с гражданами РФ на территории РФ и с выплат таким работникам начисляются страховые взносы. А граждане Республики Беларуссия, временно пребывающие на территории РФ, не подлежат пенсионному страхованию в РФ, и, как следствие, страховое пенсионное свидетельство на них оформлять не нужно.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА

В настоящее время российский работодатель вправе привлечь иностранных граждан в качестве работников, в том числе из стран СНГ и дальнего зарубежья. Однако при приеме на работу иностранных граждан работодатель может столкнуться с дополнительными проблемами, связанными с оформлением соответствующих документов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе и в области трудовых отношений, основным является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 115–ФЗ).

В силу ст. 2 Федерального закона № 115–ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а иностранным работником — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующее получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Помимо статуса временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина Федеральный закон № 115–ФЗ определяет временное и постоянное проживание иностранного гражданина на территории России, отличные от временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

В связи с изложенным иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, которой признается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Категория иностранцев, работающих по трудовому договору или гражданско-правовому договору, выделена в отдельную группу, в отношении которой применяется разрешительный порядок привлечения к трудовой деятельности.

Хотелось бы отметить, что иностранный гражданин будет признаваться иностранным работником в случае, если он временно пребывает в Российской Федерации и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность. Таким образом, иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников и может осуществлять трудовую деятельность в российских фирмах без специальных разрешений.

Документы, необходимые для привлечения иностранного работника к трудовой деятельности на территории России:

1. Согласно Федеральному закону № 115–ФЗ работодателю необходимо получить разрешение на привлечение иностранных работников, которое выдается органами внутренних дел на основании заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

Работодатель сначала обращается в территориальный орган службы занятости населения того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется деятельность и где планируется использовать труд иностранцев, за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников. В данный орган необходимо представить сведения о работодателе, о планируемом количестве иностранных работников, об их деятельности и профессиях и иную информацию, обосновывающую необходимость привлечения иностранных работников. Получив положительное заключение от органа службы занятости населения, работодатель обращается в органы МВД для получения разрешения на привлечение иностранных работников.

2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности выдается на основании полученного разрешения на привлечение иностранных работников по ходатайству работодателя органами внутренних дел. Количество таких приглашений не должно превышать квоту, утверждаемую ежегодно постановлением Правительства РФ. Обращаем внимание, что вместе с ходатайством работодатель (приглашающая сторона) должен предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».

3. Одновременно с приглашением на въезд работодатель должен получить разрешение на работу для каждого иностранного работника. Указанное разрешение используется только для временно пребывающих иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115–ФЗ). Для получения этого разрешения работодатель должен внести на специальный счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации соответствующим видом транспорта. Порядок обращения с названными средствами пока не установлен.

При наличии указанных выше разрешений работодатель вправе заключить с иностранным гражданином трудовой договор либо гражданско-правовой договор, как правило, на срок его пребывания на территории Российской Федерации.

За нарушение порядка привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы должностные лица работодателя несут административную ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ). В соответствии с п. 1 ст. 18.10 КОАП РФ на них может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

При принятии на работу иностранного претендента работодатель вправе проверить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, в том числе документ, удостоверяющий личность, а также документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. Перечисленные документы должны быть переведены на русский язык, а перевод заверен компетентным органом.

Хотелось бы обратить внимание на то, что согласно ст. 65 ТК РФ работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной.

Таким образом, на иностранного работника, проработавшего в организации более пяти дней, работодатель заводит трудовую книжку в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках».

Кроме получения вышеуказанных разрешений, работодатель предоставляет документы в органы внутренних дел для регистрации иностранного работника по месту его пребывания (в случае если такие документы не были поданы самим иностранным работником) в течение трех дней со дня прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию (ст. 20, 21 Федерального закона № 115–ФЗ). Регистрация производится при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документа, удостоверяющего личность (ст. 23 Федерального закона № 115–ФЗ).

Помимо перечисленного выше работодатель обязан:

· уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

· направлять в органы внутренних дел информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

· направлять в органы внутренних дел и органы безопасности информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места его пребывания.

Хотелось бы отметить, что оформление документов на иностранных граждан дальнего зарубежья и на граждан СНГ не имеет особого различия, за исключением граждан Республики Беларусь. Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июля 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования, привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Таким образом, граждане Республики Беларусь могут осуществлять свою трудовую деятельность в российских организациях без разрешений.

Выдача вышеуказанных документов осуществляется платно. В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» работодателем уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

· за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства — 200 руб.;

· за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников —3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника;

· за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства — 1000 руб.

Принимаем на работу иностранца: пошаговая инструкция

Российские организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся своей деятельностью в России, могут столкнуться с необходимостью привлечения на работу граждан других государств. Важно помнить, что процедура оформления иностранных граждан на работу довольно сложна, и ее нарушение может привести к значительным штрафам. Попробуем ответить на вопрос: какова пошаговая инструкция, если мы принимаем иностранца на работу в 2016 году?

Особенности трудовых отношений с иностранцами

Трудовой кодекс РФ, являющийся основным документом в сфере регуляции трудовых взаимоотношений в России, предусматривает общие и характерные для всех работников правила. Однако такой кодекс детально не регламентирует трудовую деятельность иностранных граждан. Для устранения этого пробела в России принят Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ , который описывает процедуру приема на работу иностранца.

Общие черты работы иностранцев в России изложены в статье 13 Закона N 115-ФЗ . Важно отметить, что пунктом 1 указанной нормы иностранцам предоставлено свободное право на распоряжение своим трудом, но с учетом ограничений, предусмотренных российскими нормативными актами.

Для того чтобы не столкнуться с проблемами и сложностями при оформлении иностранцев на работу, отечественная организация вправе прибегнуть к аутсорсингу иностранных работников. Для этого организации или предпринимателю нужно заключить договор с российской же организацией, работы по которому будут выполнять иностранные работники, трудоустроенные в данной организации. Для аутсорсинга характерна передача части непрофильных функций организации внешнему исполнителю.

Следует учесть, что значительные ограничения аутсорсинга и аутстаффинга введены главой 53.1 ТК РФ и ст. 18.1 Закона о занятости населения в РФ.

Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ

Действующее миграционное законодательство предусматривает несколько способов оформления на работу граждан иных государств. Для того чтобы определить, какой именно способ оформления иностранцев на работу должен применяться в конкретной ситуации, необходимо знать: прибыл ли соответствующий работник в безвизовом порядке, или же он получал визу.

Пунктом 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ определено, что для оформления визовых иностранцев на работу необходимо разрешение на работу. Также у организации должно быть разрешение на привлечение иностранцев на работу.

Если же иностранец является безвизовым, то им оформляется патент. Получения иных разрешений законом не предусмотрено (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ ).

Также Закон N 115-ФЗ предусматривает, что порядок оформления иностранцев на работу не применяется, если иностранец постоянно или временно проживает в РФ. Например, для оформления гражданина иностранного государства с видом на жительство не требуется:

  • работнику — разрешение на работу или патент;
  • работодателю — разрешение на привлечение иностранцев.

Кроме того, в указанном случае (как и при оформлении на работу иностранца, имеющего разрешение на временное проживание) положения Закона N 115-ФЗ к оформлению на работу граждан иных государств не применяются. Данное исключение прямо прописано в подпункте 1 п. 4 ст. 13 указанного Закона.

Постановка на миграционный учет ВКС

Статья 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ полностью описывает оформление высококвалифицированных специалистов и устанавливает некоторые черты, характерные исключительно для трудовых правоотношений с высококвалифицированными специалистами. Например, отличительной чертой ВКС является привязка действия визы и вида на жительство к действию трудового договора. Пунктом 11 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ прямо предусмотрено, что если ВКС в течение месяца с момента досрочного расторжения договора не заключил нового договора, то вид на жительство для ВКС (как и виза, и разрешение на работу) действительны в течение двух месяцев с момента увольнения.

Также надо учитывать, что иностранные граждане подлежат миграционному учету. Порядок и способы такого учета определены в Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ . Статьей 20 указанного Закона предусмотрено, что иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, должны встать на миграционный учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней с момента прибытия.

Для специалистов срок регистрации ВКС по месту пребывания составляет 90 дней (п. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ ). Важно помнить, что если ВКС выезжает в другое место пребывания внутри России на срок не более чем 30 дней, то по новому месту пребывания он регистрироваться не должен.

О приоритете при трудоустройстве граждан РФ перед иностранцами

В целом можно положительно охарактеризовать инициативу ФМС, заключающуюся в предоставлении приоритета при трудоустройстве гражданам РФ перед иностранцами. Полагаем, что это позволит защитить национальный рынок труда от чрезмерного переполнения иностранной рабочей силой.

Статистика ФМС гласит, что значительное количество въезжающих в Россию из стран СНГ иностранных граждан впоследствии испытывает затруднения с трудоустройством, что зачастую влечет за собой нарушение порядка пребывания на территории России, режима въезда и выезда, иные негативные последствия. Иными словами, рынок труда в России на данный момент не нуждается в том количестве мигрантов, которое фактически прибывает в Россию.

Принцип приоритета трудоустройства граждан РФ перед иностранными гражданами провозглашён статьей 17 Закона о занятости населения, согласно которой право привлечения на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. На данный момент во исполнение указанного принципа Правительством РФ используются различные способы регулирования рынка иностранной рабочей силы, такие как установление предельно допустимой доли иностранных сотрудников, квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Несмотря на положительный эффект, который несет в себе введение приоритета трудоустройства граждан РФ, остаются определенные вопросы относительно того, каким образом будет реализовываться данный механизм на практике. Переизбыток мигрантов особо ощущается в крупных городах России, где приоритет трудоустройства граждан РФ оправдан, однако не стоит забывать и о регионах, в которых отсутствует такой профицит иностранной рабочей силы и некоторые должности могут быть успешно заняты мигрантами.

Стоит отметить, что приоритет трудоустройства граждан РФ на региональном уровне уже содержится в правовых актах. Так, согласно разделу 2 Постановления Правительства Москвы № 718-ПП от 12 декабря 2012 года, в городе Москве при регулировании рынка труда должен соблюдаться приоритет трудоустройства жителей города Москвы, что обеспечивается совместными усилиями Правительства Москвы, московскими объединениями профсоюзов и работодателей.

Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что введение приоритета трудоустройства граждан РФ должно учитывать статистические показатели рынков труда отдельно взятых регионов России. Перенаправление миграционного потока в малые города России может благоприятно сказаться на росте экономики, создать новые рабочие места. На данный момент остается ожидать издания законопроекта, конкретизирующего механизмы приоритетного трудоустройства граждан РФ – будет ли данный механизм введен повсеместно на федеральном уровне либо будет определен более гибкий порядок регулирования.

Опубликовано в журнале «Трудовые споры» № 7, 2013

Привлечение российских граждан на работу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Директор-иностранец – получение трудового патента (разрешения на работу) в Санкт-Петербурге

Любое зарегистрированное в России юридическое лицо имеет право принять на должность директора (руководителя) гражданина иностранного государства.

Наиболее часто подобная ситуация встречается при создании юридического лица с иностранными учредителями, в качестве которых могут выступать как иностранные граждане, так и организации. Однако и в случае регистрации ООО (АО, компании другой формы) со 100-процентным российским капиталом закон не запрещает назначить руководителя-иностранца.

Вместе с тем, по российскому законодательству директор компании (даже если он является одним из ее учредителей) – такой же наемный работник, как и сотрудники, занимающие другие должности. Поэтому, прежде чем принять на работу во вновь созданное юридическое лицо директора-иностранца, необходимо решить, насколько это правомерно, и требуется ли данному гражданину патент или разрешение на работу в России?

Простой анализ миграционного законодательства дает следующий ответ: иностранец может быть назначен на должность руководителя юридического лица сразу с момента создания последнего только в трех случаях:
а) будущий руководитель компании является гражданином страны, являющейся членом ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана), трудовым мигрантам которых для работы в РФ разрешение на работу не требуется;
б) будущий руководитель имеет разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство в РФ;
в) будущий руководитель является гражданином безвизовой страны, и ранее уже получил трудовой патент для работы в России в должности директора или генерального директора.

Во всех остальных случаях назначение иностранного гражданина на должность директора российской фирмы без разрешения на работу расценивается как нарушение закона и влечет за собой серьезные штрафы, определяемые статьей 18.15 Кодекса об административных правонарушениях:

Как же поступить, если необходимо создать российскую компанию с директором-иностранцем, не имеющим разрешения на работу, патента, РВП, вида на жительство и не состоящим в гражданстве страны-члена ЕАЭС? В такой ситуации мы рекомендуем следующие варианты:

1. Директор – гражданин безвизовой страны.
Это достаточно простой случай – необходимо вначале получить трудовой патент (как это сделать, читайте здесь), затем регистрировать компанию, сразу указав в регистрационных документах в качестве руководителя юридического лица данного иностранного гражданина.

2. Директор – гражданин визовой страны.
Гражданам стран, въезд из которых в Россию требует получения визы, вместо патентов оформляются разрешения на работу. К сожалению, закон не предусматривает возможности получения разрешения (в отличие от патента) без указания конкретного работодателя. Поэтому здесь единственно возможный вариант – регистрация юридического лица с “временным” руководителем – гражданином России. Далее, после создания компании (т.е. после возникновения юридического лица – работодателя), можно приступать к выполнению мероприятий, необходимых для оформления разрешения на работу “постоянному” директору-иностранцу.

Разрешение на работу представляет собой именную пластиковую карту. Порядок получения разрешений на работу для директоров-иностранцев ничем не отличается от порядка, установленного для иностранных граждан, желающих работать в РФ по другим специальностям. Подробно о данном порядке Вы можете узнать на этой странице.

Юридическое лицо, в котором сменился директор в связи с назначением на должность иностранного гражданина, также должно зарегистрировать этот факт в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц).

Все услуги по регистрации “под ключ” в Санкт-Петербурге российских предприятий с иностранным капиталом, в том числе решение вопросов, связанных с получением разрешения на работу иностранному директору, Вы можете заказать у нашей компании.

Отношения между клиентом и нашей компанией регулируются договором об оказании юридических услуг. С особенностями заключения договоров и документального оформления заказов можно ознакомиться здесь.
Порядок оплаты услуг – предварительная оплата 100%.
Оплатить услуги возможно наличными и по безналичному расчету, а также различными способами (в том числе банковскими картами) через платежный интерфейс на нашем сайте. Подробнее об оплате читайте здесь.

Вы можете сэкономить свое время, заказав данную услугу дистанционно. Подробная информация – в этом разделе.

Оценка 4.7 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here