Статья на тему: "привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки на сайте приворот мастер" поможет вам сделать все правильно .

Креативные и новые формы работы библиотек. Часть третья.

Продолжу тему рассказом о массовых и наглядно-информационных формах работы библиотек.

Дискуссионные качели. Популярно проведение в школьных, студенческих и детских библиотеках.

Из названия понятно, что в основе мероприятия лежит дискуссия. Суть занимательной и поучительной игры в имитации движущихся качелей, чем весомее аргумент (толчок), тем выше «поднимаются» качели. Две группы читателей располагаются напротив друг друга. Отвечая на предложенный вопрос верно, одна из сторон гипотетически «взлетает» ввысь.

Интересны варианты, когда группы занимают противоположные позиции, например, оптимисты против пессимистов. Темы вопросов разнообразны, главное, заинтересовать участников. Как пример, тема, «кого лучше взять на работу, опытного работника или перспективного новичка?».

Мероприятие-презентация литературных произведений, новинок и признанных шедевров классики. Выбираются книги в соответствии с имиджем современности.

Конференция читателей в виде оригинальной игры-имитации заседания суда. Роли всех полагающихся суду участников распределяются между читателями. Подсудимым выбирают литературного героя, особенно противоречивого и вызывающего различное отношение к линии его поведения и поступкам.

Популярнейшее соревнование между начинающими самыми яркими и отважными поэтами. Не каждый сможет выдержать такой натиск внимания. Батлы отличаются от привычных вечеров поэзии кардинально. Здесь идет настоящая битва, с возгласами одобрения и аплодисментами. Молодежь, к счастью, активно посещает поэтические батлы, с интересом наблюдая или «борясь» на импровизированном ринге.

Литературоведы до сих пор не пришли к единому мнению, была ли между Есениным и Маяковским поэтическая дуэль, которую мы бы сейчас назвали батлом. (на фото кадр из фильма. К сожалению. архивных фотографий «дуэли» не нашлось)

Презентация интересных и популярных книг с помощью иллюстраций, цитат, выраженных мнений и прочей информации о произведении.

Печа-куча (с японского – болтовня) – метод кратких докладов на неформальных конференциях, которые имеют ограничения по времени и форме. Формат всегда один – доклады участников дополняются двадцатью слайдами. Время показа слайда и комментария к нему составляет двадцать секунд, в итоге выступление длится не более шести минут и двадцати секунд. Традиционно после каждого доклада происходит обмен мнений. Рассказчики непрерывно чередуются.

Квест (с английского – «поиск»). Интерактивная игра, имеющая сценарий. По задуманному маршруту участники передвигаются, выполняя задания или решая вопросы. Приз получит добравшийся до финиша первым. Как пример удачного библио-квеста можно привести маршрут – путешествие по библиотеке. Попасть в недра фонда, архив, ознакомиться с многогранностью работы библиотекарей, изучить технические возможности современных библиотек, попутно решая загадки и шарады – идея библио-квеста замечательна.

На фото библиоквест «Дай природе шанс» в городской библиотеке.

Здесь участники представляют в наиболее выигрышном свете одну, самую любимую книгу. Путем подсчета желающих прочесть книгу выбирается победитель.

На фото книжный аукцион.

Библиофреш (с английского – «свежий») – библиографический обзор новинок литературы. Может быть как общим, так и узконаправленным.

Разноплановые массовые мероприятия (конкурсы, литературные встречи и тематические вечера, викторины, художественная самодеятельность на литературные темы, розыгрыши призов) проходят в одно время.

Афиша книжной ярмарки и марафона в Екатеринбурге.

Задача библиотечных ток-шоу – нравственное воспитание читателей. Библиотекарь ведет обсуждения жизненных ситуаций, которые разыгрываются сценками при участии актеров.

К информационным наглядным формам работы библиотек кроме традиционных выставок и экспозиций можно отнести квилты в библиотеках и буктрейлеры.

Библиотечный квилт – стенд с информацией в виде отдельных частей-лоскутков. Темой квилтов можно выбрать любую, при условии ее актуальности.

На фото библиотечный квилт «Пристрастия, уносящие жизнь».

Буктрейлеры – маленькие видеоролики с наиболее узнаваемыми моментами книги. Отмечается схожесть с трейлерами к кинофильмам. Главная задача буктрейлеров, визуализируя содержание литературного произведения, заинтересовать потенциальных читателей. Длительностью не более трех минут, буктрейлеры по сути стали новым жанром в пропаганде чтения и литературы в целом.

Дерзайте, проявляйте творческий поход к работе, придумывайте новые формы, и о Вашей библиотеке узнают, о Вас заговорят, и желающих к Вам записаться станет в разы больше.

Привлечение молодежи в библиотеку опыт работы библиотеки

Омские решения привлечения молодежи в библиотеку

[ Информационный бюллетень РБА. – 2011. – №59, – С. 75-78 ]

И.В.Соловьёва,
директор Омской областной библиотеки для детей и юношества

На примере деятельности Омской областной библиотеки для детей и юношества раскрываются возможности публичной библиотеки по привлечению молодежи путем реализации различных проектов и программ.

Что делать, чтобы привлечь молодежь в библиотеку? Этот вопрос волнует всех библиотекарей, в том числе и библиотекарей Омской областной библиотеки для детей и юношества, которую я, возглавляю уже более полугода.

Библиотекари – люди решительные, последовательные и непреклонные. Если есть проблема, значит нужно ее решать. В начале мая 2010 года мы провели анкетирование специалистов библиотеки, и выяснилось, что проблема привлечения молодых читателей волнует всех работников библиотеки и каждого в отдельности. Все отметили значимость и сложность проблемы, и каждый предложил пути ее решения.

Для создания привлекательного образа библиотеки был придуман и разработан проект «Апельсиновые окна». Идея проекта витала в воздухе и «пахла апельсинами». Здание, в котором расположена библиотека, построено в конце 1970-х годов. Архитектурные решения того времени предполагали широкое использование бетона и стекла. Так появились на свет наши окна от пола до потолка. В Омске в 1970-х годах было открыто несколько библиотек, оснащенных такими же витринами, как наша. Рациональное использование окон – это проблема многих библиотек. Используя их для организации экспозиций разного содержания, для размещения информации о библиотеке и ее услугах, значимой информации из жизни местного сообщества, фотовыставок, посвященных некоммерческим партнерским организациям, библиотека расширяет свое информационное пространство, делает «шаг на улицу», навстречу своим читателям.

Проект «Апельсиновые окна» предполагает двухстороннее оформление витринных окон первого этажа библиотеки. В окнах библиотеки будут экспонироваться творческие работы молодежи при участии партнерских организаций; размещаться информация о библиотеке, библиотечных мероприятиях и о читателях. При периодической смене экспозиции, проект позволит использовать выполненное оформление в течение длительного времени.

Целевыми группами проекта являются: население – взрослые и дети, подростки и молодежь – прохожие, к которым обращена внешняя сторона экспозиции; читатели библиотеки, которые смогут увидеть внутреннюю сторону экспозиции; дети и подростки, юные жители Омской области – авторы экспонируемых работ, для которых участие в выставке и общественное признание – это стимул к дальнейшему творчеству. Проект визуально воплощает миссию библиотеки: создать среду творческого и интеллектуального развития детей и молодежи.

С этим проектом библиотека в 2009 году приняла участие во Всероссийском конкурсе библиотечных проектно-дизайнерских идей «Яркие люди в ярком пространстве» и наш проект стал победителем конкурса в номинации «Дизайн детских пространств в библиотеках».

Для изучения рынка предоставления своих услуг, как бесплатных, так и платных, для приближения к потенциальному пользователю, для создания условий привлечения читателей библиотека выходит на широкую аудиторию за пределами библиотеки. Расширение информационного пространства становится насущной необходимостью для любой современной, в том числе и для нашей, библиотеки.

В марте 2009 года мы приняли участие в региональной выставке «Омская культура: время созидания» с информационным проектом «Площадка. Руками – трогать!». Основное содержание проекта – организация библиотечной площадки в крупнейшем выставочном центре города (выставочные площади составляют более 7 тысяч кв. метров, здесь бывают все омичи). Библиотека реализовала возможность показать свои информационные ресурсы посетителям – омичам и гостями города Омска.

Профессиональное общение и укрепление связей с театрами, музеями, творческими молодежными коллективами, укрепление положительного имиджа библиотеки, привлечение в библиотеку новых пользователей – вот результаты участия в выставке. Целевые группы проекта – молодежь и дети; за пять дней работы библиотечную площадку посетили более полутора тысяч человек.

В числе мероприятий проекта: организация выставки книг и периодических изданий для детей, подростков и молодежи; оборудование игровой площадки; работа консультантов; трансляция видеоролика о библиотеках муниципальных образований Омской области, работающих с детьми и юношеством; театрализованное представление – открытие Недели детской книги; интерактивное шоу-викторина; распространение рекламной продукции.

Проект «Площадка. Руками – трогать!» был позитивно воспринят и на региональной сельскохозяйственной выставке, наша библиотека приняла в ней участие уже по приглашению ее организаторов. На этот раз мы вышли на региональную выставку с информационно-просветительским проектом «Детская сельхозакадемия», которую посетили 394 человека –дети и подростки.

В программе «Детской сельхозакадемии»: книжная выставка, викторины, творческая мастерская. Результат мероприятия: распространение информации естественнонаучного характера и информации о библиотеке, привлечение внимания молодежи к деятельности библиотеки.

Работа на большую аудиторию очень понравилась молодым специалистам библиотеки, и следующую региональную выставку мы ждали уже с нетерпением и готовились к ней заранее и с удовольствием.

На региональную выставку «Омская культура: известные имена и неизвестные факты» в марте 2010 года библиотека вышла с проектом «Любимые детские книги омичей». Заранее был проведен опрос известных в городе людей. Мы задавали один вопрос: «Назовите свою любимую детскую книгу». По результатам опроса подготовили книжную выставку и продолжили опрос – опрашивали посетителей библиотечной площадки. И выставка, и опрос вызвали огромный интерес у людей всех возрастов. О любимых детских книгах рассказывали с упоением, вспоминая подробности и впечатления от знакомства с книгой. Для себя мы сделали вывод: детская книга объединяет поколения, ведь молодые, взрослые и даже пожилые люди любят и помнят те же книги, которые сейчас читают дети и подростки, а значит – есть о чем поговорить! Проект «Любимые детские книги» мы будем продолжать, так как он удачно сочетает работу с большой аудиторией и индивидуальную работу, привлекает внимание к детской книге и библиотеке.

Всё, о чем сказано выше – это PR-акции. Мы должны быть видимы, заметны и значимы в местном сообществе – отсюда увлечение громкими и звучащими проектами, которые помогают реализовать свой творческий потенциал, внести оживление в деятельность библиотеки, показать, что она и сегодня востребована. Кроме того, массовые мероприятия увеличивают один из основных показателей деятельности библиотеки – посещаемость.

Вне стен библиотеки реализуется и программа «Товарищество передвижных выставок». В рамках этой программы специалисты библиотеки готовят и предоставляют во временное пользование муниципальным библиотекам Омской области, осуществляющим библиотечное обслуживание молодежи и подростков, и библиотекам учебных заведений книжно-иллюстративные выездные выставки актуальной тематики, которые позволяют приблизить информацию к пользователю, обеспечить выравнивание возможностей доступа к актуальной и социально значимой информации для молодежи и подростков, увеличить эффективность использования библиотечного фонда, расширить молодежную читательскую аудиторию. Целевые группы программы – подростки и молодежь в возрасте от 13 до 19 лет (школьники, учащиеся профессиональных учебных заведений, колледжей), а также сотрудники библиотек и педагоги. Кроме выставок, мероприятия программы включают и проведение просветительских мероприятий с небольшими группами подростков и молодежи. Сотрудники отдела обслуживания, выезжая в учебные заведения и библиотеки, проводят беседы, полемические и литературные видеочасы с использованием видеоматериалов и книг из фонда библиотеки.

Работа с малыми группами учащейся молодежи ведется уже много лет, и значительная часть наших читателей пришла в библиотеку и стала ее постоянными посетителями именно благодаря этой кропотливой повседневной творческой работе нашей заведующей сектором читального зала Е.В. Марковой. Это еще раз подтверждает факт значимости «роли личности в истории». Даже один высококвалифицированный заинтересованный специалист может привлечь в библиотеку не одну сотню читателей.

Работе с малыми группами подростков посвящен и партнерский проект «Я гражданин твой, Россия!». Основу каждого мероприятия проекта составляет проведение церемонии торжественного вручения паспортов Российской Федерации гражданам, достигшим 14-летнего возраста. Программа каждого мероприятия посвящена какой-либо всероссийской общественно-политической дате: Дню воинской славы России, ли другому общероссийскому празднику. Проект разработан и реализуется совместно с Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области. В мероприятиях проекта принимают участие не только подростки, которым вручаются паспорта, но и их родители, близкие друзья. Тематические мероприятия патриотической направленности, приуроченные к значимому событию личной жизни молодого человека (получению первого в жизни паспорта) позволяют (используя интеллектуальную атмосферу библиотеки, оформление, звуко- и видеоряд, а также книги, эмоциональность выступающих, игровые элементы) создать позитивный настрой у присутствующих подростков и их родителей, делать день получения первого паспорта гражданина Российской Федерации запоминающимся. А получил паспорт – запишись в библиотеку! Мероприятия с вручением паспортов проходят ежемесячно и получают позитивные отзывы.

В нашей библиотеке ежегодно 10 тыс. читателей, которым мы выдаем 156 тысяч экземпляров документов; посещаемость – 64 тысячи. Мы рады каждому из них. Пусть он приходит к нам за книгой, журналом, газетой, пообщаться со сверстниками, стать участником мероприятия, обменяться книгами, просто побыть в окружении книг, зайти на сайт библиотеки и т.д. Мы проводим множество мероприятий, рекомендуем книги, оформляем выставки, выходим за стены библиотеки с акциями по привлечению пользователей, привлекаем к работе партнеров и спонсоров, рекламируем библиотеку.

В ближайшей перспективе мы планируем:

• использовать сайт библиотеки – создать форум для обсуждения модных книг и личных знакомств «Давайте знакомиться»; • разработать программу «Радость чтения», которая включит обучение библиотекарей и мероприятия для детей, подростков и молодежи (например, программы летнего чтения, книжные марафоны, читательские и семейные клубы чтения и др.), основанные на индивидуальной работе с читателем; • оформить музейную экспозицию, посвященную детской книге; • активизировать процесс автоматизации библиотеки; • максимально открыть документный фонд.

Безусловно, у нас существуют проблемы –как у многих из вас: посещаемость, которая не растет, а норовит упасть; библиотечный фонд, который недостаточно интенсивно обновляется; автоматизация, которая происходит медленнее, чем хотелось бы; специалисты, которые не молодеют; заработная плата, которая никак не увеличивается настолько, чтобы ее хватало на обеспеченную жизнь «среднего класса» и прочее и прочее.

Однако самая главная проблема – это привлечение молодежи в библиотеку. Наша задача – не дать преждевременно уйти книжной культуре как источнику интеллектуального развития и удовольствия. Настала пора задуматься, а те ли методы привлечения читателей и продвижения чтения мы используем? Почему торговля для увеличения продаж и получения прибыли использует широчайшую палитру средств: от планирования помещения и хитроумного размещения товара, учитывающего психологию покупателя до «хитрых» приемов рекламы, пробуждающих жажду немедленного приобретения, а мы практически не используем психологические приемы в своей работе?

Давно уже пора привлечь к проблеме «нечтения» психологов и педагогов – не затем, чтобы анализировать глубину этого «нечтения», а затем, чтобы разработать методику практического применения современных приемов привлечения к чтению. Публичной библиотеке жизненно необходимо обучение библиотекарей методике индивидуальной работы, стимулирование личного развития библиотекаря как читателя, обучение родителей маленьких детей.

Российская государственная библиотека для молодежи ведет эту работу, организует семинары с участием психологов и социологов, на которые регулярно нас приглашает, а мы также регулярно не можем приехать. Вот здесь нам нужна

помощь нашей главной молодежной библиотеки и Российской библиотечной ассоциации. Нам бы очень помогли региональные семинары по продвижению чтения и библиотеки. Каждое подобное мероприятие заметно активизирует творческую деятельность и инициативу библиотекарей, дает стимул к развитию библиотечного дела в регионе. Мы с удовольствием вспоминаем «Библиокараван–2003», который проходил у нас в Омске и предлагаем провести региональную профессиональную встречу в нашем городе – самом лучшем городе Сибири, где библиотекари очень озабочены проблемой привлечения молодежи к книге и чтению!

научная статья по теме РАСТИМ ТАЛАНТЛИВЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ. ОПЫТ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Культура. Культурология

Цена:

Авторы работы:

ГЛАДКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

ЧУПАХИНА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «РАСТИМ ТАЛАНТЛИВЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ. ОПЫТ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ»

ИРИНА ГЛАДКОВА, ОКСАНА ЧУПАХИНА

Опыт юношеской библиотеки

РАСПОЛАГАЯ значительными информационными ресурсами, библиотеки могут и должны способствовать развитию у молодёжи социальных, творческих, профессиональных и культурных навыков. Молодёжь необходимо вовлекать в процессы поиска, создания и применения актуальной информации.

Сегодня чтение и книга отходят на второй план. И причин этому можно назвать массу: это и распространение новых каналов информации, и переоценка общепринятой системы ценностей, и низкий уровень духовности, и снижение престижа интеллектуального труда. Казалось бы, что страшного, если наша молодёжь не будет читать? Да просто в России станет меньше умных людей. Ведь научить творить невозможно — для этого требуется нестандартное мышление, развитию которого способствует чтение.

Библиотека должна стать для молодёжи современным центром чтения, творчества и общения, способствовать тому, чтобы чтение стало престижным и модным занятием.

Основная цель, которую поставили перед собой в минувшем, 2009 году библиотек ЦБС г. Орла — изменение отношения молодёжи к книге и чтению, возрождение чтения как формы организации досуга, создание привлекательного образа «человека читающего», формирование облика библиотеки как места, где можно найти понимание и помощь.

Основными направлениями в работе библиотек стали социологические исследования чтения молодёжи, культурно-просветительские, досуговые мероприятия, такие как: акции, творческие

конкурсы, встречи с интересными людьми города.

Для подростков и юношества современные компьютерные технологии имеют большое значение, поэтому в практику работы библиотек прочно вошли электронные презентации, виртуальные экскурсии, интернет-викторины, которые являются инструментом привлечения молодёжи к книге и чтению.

Очень важным при подготовке молодёжных мероприятий сотрудники ЦБС г. Орла считают сочетание традиционных форм работы (беседы, обзоры, читательские конференции, библиотечные уроки) с новыми, игровыми формами.

Начался Год молодёжи в Орле открытием юношеской библиотеки, которая стала подарком для юных орловцев в преддверии Дня студента. При поддержке администрации города площадь одного из филиалов ЦБС была расширена, что дало возможность создать специализированную библиотеку для юношества, где сформирован фонд документов на бумажных и электронных носителях по молодёжным проблемам, в помощь образовательному процессу. В библиотеке открыт молодёжный информационный Центр, для посетителей которого представлены ресурсы Интернет и правовых баз «Гарант». Работники администрации города подарили вновь открывшейся юношеской библиотеке более 200 произведений мировых классиков и современных авторов, пользующиеся большой популярностью у молодёжи.

Год 2009 в России был объявлен Годом молодёжи. Главными его задачами были признаны развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодёжи, активное привлечение её к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание патриотизма и гражданской ответственности.

Ирина Анатольевна Гладкова, директор ЦБС г. Орла

Оксана Владимировна Чупахина, заместитель директора по маркетингу МУК «Централизованная библиотечная система г. Орла»

#09 [123] *2010 Д ДО

Практика показывает, что открытие специализированных центров различной направленности на базе библиотек приобретает всё большую актуальность. Необыкновенно популярным у молодых горожан стал Центр профессионального самоопределения «Абитуриент», открытый на базе филиала №1 им. И. С. Тургенева и явившийся итогом реализации целевой программы «Профессиональная ориентация молодёжи в условиях муниципальной библиотеки».

Проблема правильного выбора учебного заведения и будущей профессии всегда будет волновать молодых людей. Этим обусловлена актуальность создания именно этого Центра, основная за-

дача которого — помочь абитуриентам сориентироваться в выборе специальности, обеспечить всех желающих полной, хорошо подготовленной информацией по всем учебным заведениям Орла и Орловской области и других регионов России.

В ходе работы Центра планируется проведение ряда мероприятий по социальной адаптации молодёжи, обучение её технологии эффективного поиска работы, социальным навыкам, необходимым для современного молодого человека. Центр поможет обеспечить информационное взаимодействие всех участников образовательного процесса — школьников, абитуриентов, студентов, родителей, работодателей.

Информационный центр профессионального самоопределения «Абитуриент» может обеспечивать информационное обслуживание читателей. Сформирован фонд документов, состоящий из электронных изданий, справочной литературы, красочных энциклопедий, каталогов по профориентации, создана база данных «Ориентир», которая помогает в работе по профессиональному самоопределению молодёжи.

Хождение в народ

Мы стараемся приблизить библиотеку к местам учёбы и отдыха горожан, и для этого проводим городские праздники, акции, фестивали чтения в учебных заведениях и на открытых площадках города.

Инициативу ЦГБ им. А. С. Пушкина по проведению акции-концерта «Юность без наркотиков» поддержало Управление по делам молодёжи администрации г. Орла. Акция-концерт состоялась в актовом зале строительного колледжа. В ней приняли участие врачи областного наркологического диспансера, молодёжные музыкальные и танцевальные коллективы, студенты. На экране демонстрировались слайды и документальные кадры о последствиях наркотической зависимости, которые сопровождались комментариями врача-нарколога.

Во время акции всей присутствующей молодёжи раздавались буклеты, памятки с информацией о вреде наркотиков с указанием рекомендаций специалистов, телефонов доверия различных служб.

В ходе акции состоялось награждение победителей творческого конкурса «Скажи наркотикам “НЕТ!”», который был проведён среди читателей юношеского возраста централизованной библиотечной системы города Орла. Своё отношение к наркотикам молодые люди выражали в плакатах, рисунках, стихах и прозе. На конкурс было представлено много интересных работ. Спонсорами акции выступили магазин «Стройка» и книжный клуб «36 и 6», приготовившие победителям конкурса памятные подарки.

Акция «Читаем Пушкина вместе»

Известно, что знакомство с литературной классикой оказывает огромное влияние на формирование личности. С сожалением приходится констатировать тот факт, что интерес современной молодёжи к произведениям такого рода постоянно падает. Это говорит о том, что необходимо искать новые формы работы, которые позволят довести до подрастающего поколения лучшие произведения русской литературы.

Среди целого созвездия имён выдающихся русских классиков имя Пушкина, без сомнения, является самым ярким, самым значительным. Год молодёжи совпал с юбилеем А. С. Пушкина, чьё имя носит Центральная городская библиотека. Пушкинский День России является одним из любимых литературных праздников. И вот, 6 июня, в пасмурный дождливый день, у входа в биб-

лиотеку развернулось яркое праздничное действо — акция «Читаем Пушкина вместе». Действующие лица праздника — Пушкин и герои его сказок, Шамаханская царица, Золотая рыбка, Балда, Бабариха и Старуха — разыгрывали шуточные сценки. Выступления юных артистов сопровождалось чтением стихотворений поэта, отрывков из его произведений. Затем пушкинские герои приглашали прохожих прочитать свои любимые пушкинские строки. Пушкин в этот день говорил с городом голосами его жителей, и, что особенно радует, молодёжи. Среди прохожих был проведён блиц-опрос «Знакомый и незнакомый Пушкин», результаты которого показали, что Пушкина знают все.

ние!», организованной Централизованной библиотечной системой города Орла при поддержке Орловского регионального отделения партии «Единая Россия». И не случайно праздник всех любителей и ценителей Книги, огромного братства нашего города по имени читатели и книголюбы, состоялся в День знаний, ведь именно книга — вечный источник знаний, разума, добра и красоты! В этот день здесь собрались юноши и девушки со всего города, книголюбы и книгочеи, чтобы всем вместе, дружно проскандировать, что читать — это мудро, читать — это модно!

Вниманию присутствующих были предложены выставки книг молодёжной тематики, новинки художественной литературы, развёрнутые библиотеками здесь же, в парке. Основное действо разворачивалось возле летней эстрады, где молодёжь была вовлечена в увлекательную праздничную программу. Все желающие смогли проверить свою начитанность и способность к научному мышлению и принять участие в конкурсах эрудитов.

Талантливые, подающие большие надежды читатели ЦБС представили на суд зрителей свои творения. Ведь литература — это когда, по меткому выражению

Сюрпризом для горожан стал и стол, на котором были представлены любимые блюда Пушкина: печёная картошка, оладьи с крыжовенным вареньем, солёные огурчики и квашеная капустка с клюквой. Рядом все желающие могли полакомиться любимыми пирожками Пушкина. Сопровождалась трапеза рассказом о кулинарных пристрастиях поэта. В подарок каждый участник акции получил рецепт от Пушкина.

Несмотря на дождливую погоду, настроение участников праздника было прекрасное, и все с удовольствием снова и снова окунались в магию пушкинского слова.

А День Знаний в Орле завершился в Городском парке культуры и отдыха акцией «Новое поколение выбирает чте-

Новое поколение выбирает чтение!

одного известного поэта, читатель так же талантлив, как и писатель. И хочется надеяться, что стихи, которые услышала молодёжь, поможет им понять, насколько притягателен мир чтения, какого уважения заслуживает книга.

Партия «Единая Россия» преподнесла в дар читателям библиотек ЦБС книги молодёжной тематики. Надо отметить, что фонды библиотек пополнились в этом году новой литературой для молодёжи, в основном за счёт даров.

Найти своё призвание

Современная библиотека не может ограничиваться ролью только инфор-

мационного центра. Сегодняшней молодёжью библиотека востребована и как культурно-досуговый центр, и центр общения, и как ц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Культура. Культурология»

ГЛАДКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА, ЧУПАХИНА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА — 2014 г.

Оригинальные способы привлечения читателей в библиотеки. Опыт разных стран. Часть первая.

Популяризацией библиотек озабочены во всем мире, не только в родном Отечестве. Сегодня расскажу о нескольких удачных проектах из разных уголков мира, действительно принесших и приносящих результаты.

В штате Северная Каролина, США, в небольшом городке Шарлот в обычной публичной библиотеке есть специально выделенная для подростков зона. Лофт, по-русски, чердак, имеет свои правила, отличающиеся от правил поведения в библиотеках. Посещать Лофт могут лишь подростки двенадцати – восемнадцати лет и несколько выбранных библиотекарей для обслуживания. В Лофте необязательно соблюдать тишину. Молодые посетители общаются, записывают музыку, создают клипы, пользуются компьютерами, и, наконец, читают. Стены на «чердаке» стеклянные, рисовать на них не возбраняется. Три главных правила Лофта – проявляй уважение к другим, к себе и к месту, в котором присутствуешь. Организаторы задумали зону как своеобразное убежище от учителей и родителей, при этом подростки занимаются любимыми делами, от пресловутого влияния улиц ограждены. Авторы проекта, конечно, ожидали успеха «предприятия», но не в таких масштабах. Территорию лофта на следующий же год пришлось увеличить в два раза, и заинтересованность в литературе в городке среди молодежи по статистике выросла.

На фото пример оформления лофта.

В Бельгии стали проводить в читальных залах романтические свидания-знакомства для одиноких людей. В качестве эксперимента на первые рандеву пригласили дюжину человек. Свечи и вазы с цветами на столах, и даже вино в бокалах, все как полагается для знакомства, только место проведения необычное. Положительный нюанс подобных встреч, люди больше раскрываются и лучше узнают друг друга, рассказывая о предпочтениях в литературе. Можно походить по залу, выбрать любимую книгу, прочесть отрывок, подходящий случаю или соответствующий жизненным приоритетам знакомящихся. Задумка понравилась, на электронную почту библиотеки массово пошли просьбы продолжать мероприятия. Власти предложили инициаторам провести тренинг «Как организовать романическое свидание в библиотеке» для сотрудников всей библиотечной системы страны, который успешно прошел в Антверпене. Более трехсот библиотек Бельгии сейчас практикуют подобные акции-свидания. За три последних года этим оригинальным способом нашли спутников десятки одиночек.

Свидание в библиотеке.

Не только романтические, но и деловые или дружеские встречи приятно проводить в «храмах книг».

Интересное, и как выяснилось, действенное привлечение читателей, используется в Великобритании. Для формирования библиотечного фонда задействуют молодежь, при этом не только постоянные посетители принимают участие в приобретении и выборе книг, но и те, кто совсем не ходил в библиотеки. Система поощрений (бесплатные посещения кино или кафе, бесплатные курсы по обучению офисной техникой, бесплатный интернет) плоды приносит неплохие. Приятно, что даже негативно относящиеся к библиотекам, стали проявлять заинтересованность.

Новшество в публичной библиотеке Сингапура, так называемая «тихая» музыкальная студия, была задумана для привлечения уже состоявшихся и подающих надежды музыкантов. Особое оборудование дает возможность сделать звук минимальной громкости, дабы не мешать другим посетителям. Библиотека имеет внушительный фонд музыкальных материалов на электронных носителях, участникам «тихой» студии созданы оптимальные условия для творчества, они могут пользоваться собственными переносными или имеющимися музыкальными инструментами. Генератор JamHub mixer подает звук прямо в наушники музыкантов. Идея прижилась, кроме использования студии по прямому назначению, посетители активно пользуются и музыкальным, и книжным фондом.

«Тихая» музыкальная студия (Silent Studio) в публичной библиотеке Сингапура.

Библиотека на велосипедах. Проект Books on Bikes в Сиэтле из экспериментального стал постоянно действующим. К велосипеду прикрепляют особенные прицепы, сконструированные таким образом, что видно их содержимое. Вместительность прицепа довольно большая, двести пятьдесят книг спокойно можно расположить. Библиотекари на велосипедах с прицепами разъезжают по общественным местам, «библиотека на велосипедных колесах» позволяет прочесть классику или новинки даже в глухих провинциях, чтобы взять книгу достаточно иметь билет читателя. Кстати, записаться можно на ярмарке. Например, удачно придумали поместить лоток с книгами на сельской ярмарке, среди прилавков с овощами и фруктами книжная лавка особенно привлекает внимание. Фермеры не часто выбираются за пределы своих хозяйств, но вот пропустить ярмарку они не могут. Сельчанам понравился такой сервис, часто приходится выезжать уже двум или трем необычным лоткам, книги разбирают «на ура», сдают в следующий визит на ярмарку.

Публичная библиотека Бостона (США) организовала релаксационные классы с тренингами по гимнастике Цигун. Приверженцев восточных практик все больше, этим и воспользовались сотрудники бостонской библиотеки, предоставив кроме помещения для занятий специально подобранную экспозицию литературы, обновляющуюся постоянно. Наплыв новых пользователей превзошел ожидания.

Интересных и необычных форм для привлечения читателей много, по сути, это не паханое поле для фантазии творческих и любящих свое дело людей.

«Библиотека и молодежь: в поиске новых идей».

Основная цель работы любой библиотеки заключается в том, чтобы она стала для своих пользователей таким же важным местом, как дом, работа, школа, местом, где они могут развиваться, общаться, обучаться и делать многое другое. Библиотека должна стать «точкой удивления».

Практически каждая библиотека работает со всеми слоями населения (дети, молодёжь и взрослое поколение). Но все же большее внимание в работе надо уделять молодёжи. Почему? Потому что молодежь – это будущее страны. Нынешним молодым людям в ближайшее время предстоит принимать судьбоносные решения, в том числе, относительно библиотек.

Молодость – это совершенно особая категория, ей свойственно стремление к постоянным переменам, новым впечатлениям, сильным эмоциям.

29 марта 2017 года в ГБУК «Смоленская областная юношеская библиотека» прошел семинар «Библиотека и молодежь: в поиске новых идей».

В начале семинара ко всем собравшимся с приветственным словом обратилась директор ГБУК «Смоленская областная юношеская библиотека» О. И. Григорьева.

Процессы, происходящие в современном обществе, ставят библиотечных специалистов перед необходимостью постоянного поиска новых идей, форм, средств и методов работы, анализа своей деятельности.

Главный библиотекарь Смоленской областной юношеской библиотеки Александрова С. Т. подвела итоги работы библиотек с молодежью области «Библиотеки Смоленской области – молодежи». Было отмечено, что в 2016 году деятельность библиотек области была ориентирована на улучшение качества библиотечных услуг по удовлетворению информационных, образовательных, интеллектуальных и досуговых потребностей молодого пользователя. Библиотеки как культурные и информационные учреждения уделяли внимание формированию новых подходов к обслуживанию молодежной читательской аудитории, новых форм организации взаимодействия с молодежью и поиску современных методов работы с ней. Библиотеки области использовали имеющийся информационный потенциал своих учреждений и библиотечный инновационный опыт России в целях совершенствования индивидуального и массового обслуживания молодежи

Российская государственная библиотека для молодёжи, как библиотека федерального уровня является и моделью, и базой апробации новых форм и методов работы с молодёжью для публичных библиотек России. Она призвана способствовать взаимодействию библиотек друг с другом, встраиванию их в общемировую библиотечную среду, внедрению идей специализированного библиотечного обслуживания в общественное сознание. Библиотека много занимается и исследовательской работой.

Презентация заведующего организационно-методическим отделом Смоленской областной юношеской библиотеки И. А. Милеевой «Профессиональные идеи и новаторские практики: РГБМ как федеральный методический центр» познакомила с долгосрочными общероссийскими проектами РГБМ, которые рассчитаны на всю библиотечную аудиторию России.

Сегодня библиотекари ищут такие формы и методы работы, которые находят отклик в душе читателей, вызывают большой интерес. У библиотек накоплен неоценимый опыт работы с молодежью области. Своим опытом работы поделились:

Антошина Н. Н. (МКУК «Сычевская централизованная библиотечная система»);

Прохорова И. А. (МБУК «Ярцевская районная центральная библиотека»);

Бобкова Г. В. (МБУК «Дорогобужская межпоселенческая централизованная библиотечная система»);

Головачева С. В. (МБУ «Десногорская центральная библиотека»)

Тренинг «Формирование позитивного отношения к профессии, развитие творческих способностей» провела психолог МБУ ДО «ЦРДМ «Смоленские дворы» города Смоленска Сайфулина Ж. В. Основная стратегия тренинга была ориентирована на создание возможностей для развития самостоятельности, инициативности, ответственности, способности к решению возникающих проблем, готовности к дальнейшему собственному личностному и профессиональному развитию.

Все участники семинара пришли к мнению, что библиотека, чтобы стать интересной для молодежи, должна соблюсти два условия: иметь хорошую современную литературу и комфортное пространство, где приятно с этой литературой работать. Самый простой способ привлечь молодёжь – это предложить ей придумать какой-то проект, который можно внедрить на территории библиотеки.

Оценка 4.7 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here